10-й фестиваль моды "Бархатные сезоны в Сочи" (2007 год)
www.fashionfestival.ru

(c) Михаил Волков (www.mcwolf.info)
www.mcwolf.info/sochi


   Начну с самого начала. Я спокойно преподавал трёхмерную графику в Гуманитарно-Прикладном Институте (полное название ГПИ МЭИ (ТУ)), к индустрии модной одежды я не имел практически никакого отношения, за исключением того, что периодически видел произведения студентов с направления "дизайн костюма", и один раз был у них на защите диплома. И тут мне сделали заманчивое предложение: поехать на неделю в Сочи на фестиваль модной одежды "Бархатные сезоны в Сочи".



   Билеты были заказаны заранее, и по плану один преподаватель с двумя студентами должен был ехать на поезде и везти две коллекции (четыре здоровых чемодана), а ещё пятеро должны были лететь на самолёте. Первоначально роль "начальника поездной бригады" предназначалась заведующему кафедрой. Когда оказалось, что он поехать не сможет, то выяснилось, что по сумме показателей (таскать чемоданы)+(умение наладить ноутбук) я довольно хорошо подхожу. Нужно было привезти ноутбук с презентацией института и в целом смотреть, чтобы звукорежиссёру вовремя дали фонограмму, фотографировать действие, помогать таскать чемоданы и вообще играть вспомогательную роль. Зато в свободное время можно будет плавать в море и загорать. Билеты, отель и завтрак с обедом уже оплачены. Плюс возможность посмотреть на модельера Вячеслава Зайцева, которого, по слухам, запросто можно встретить за кулисами действия. Плюс его сын модельер Егор Зайцев, который на показы коллекций привезёт толпу фотомоделей из своего модельного агентства. В общем, тут даже нечего было думать - это всё звучало интересно, и я тут же согласился.
   Вот так незамысловато начался для меня этот фестиваль.

   Суббота 6 октября.

Утром в субботу 6 октября на Казанском вокзале я встретил двух студенток, которые на такси привезли четыре немаленьких чемодана из института, после чего мы остановились в стороне подождать поезд. Было скучно, пока какой-то неясный тип в одежде не то монаха, не то священника не начал задвигать насчёт духовности одной из студенток, которая решила покурить рядом с нашей грудой багажа. После того, как я с интересом развернулся к нему, он переключился на изобличение молодёжи вообще и правительства в частности. У меня нет проблем, чтобы отфильтровывать поток чьего-то сознания, поэтому для меня это было просто развлечение, и я только краем глаза следил, чтобы никто не подходил к нашему багажу, пока он меня отвлекает. Смесь церковно-коммунистической пропаганды была весьма забавна. Наконец, он попытался втянуть меня в дискуссию прямым вопросом:
   - Вот что такое духовность?
   - Не знаю, у меня её нет.
   Это несколько озадачило его, но он сделал ещё одну попытку:
   - А вы кем работаете?
   - Преподавателем.
   - Ну как же можно преподавать без духовности?
   - Сам удивляюсь, - искренне удивился я.
   После этого он несколько притих, но для порядка поговорил ещё в стиле "а вот раньше такого не было". К счастью, долгая работа в интернете научила меня фильтровать полезную информацию, пропуская всё остальное, поэтому я уловил только общий смысл. Впрочем, скоро он отбыл на поезд.
   Из погрузки на поезд запомнился только момент, когда я подумал, что чемоданы могут не влезть на верхнюю полку. Это было бы что-то с чем-то, но, к счастью, они вписались идеально, оставив свободными несколько сантиметров. Я ехал в соседнем купе и один чемодан забрал себе, потому что три чемодана заняли всю верхнюю полку и при этом ещё торчали наружу.

   Поездка проходила без приключений, в основном все спали.
   Отъезжая от Москвы, проехали станцию "Панки". Я немедленно высунулся в окно, ожидая увидеть целый город панков, но был разочарован. Люди выглядели совершенно обычно.
   Нам сказали, что кормить в поезде будут только на обратном пути и мы набрали продуктов, но оказалось, что там всё-таки кормят и проводник периодически разносит пластиковые ёмкости с "условно-съедобным сухпайком". Я время от времени просыпался и хомячил паёк, заодно проинформировав попутчиков, что "кто норму выполняет - тому талоны на усиленное питание". Потом мы взяли у проводника стаканы под роспись в блокноте и сели пить чай. Оказалось, что все едут работать. Две женщины ехали на какой-то доклад о чём-то научном, а третья в отделение фирмы, прихватив с собой тяжёлую коробку бумаг для бухгалтерии. Некоторое время все обменивались байками о работе, после чего опять залегли на полки. Я лежал на верхней и перечитывал Прэтчетта со своего КПК, иногда фыркая над особенно смешными пассажами. Всё-таки его шутки адаптированы к английскому языку, поэтому я уже давно оставил попытки читать его в переводе. Впрочем, поезд располагает ко сну, поэтому литературное отступление длилось недолго, и я опять валялся и дремал. Хотя, помня о необходимости присматривать за вверенным мне контингентом, на пути за кипятком для чая или в маленькую комнатку рядом я несколько раз заглядывал в соседнее купе, но обычно видел только два неподвижных силуэта под одеялами на верхних полках.
   В конце концов мы приехали. Мои попутчики вышли раньше, и я насыпал им в дорогу шоколадных конфет, сказав, что если я съем всё один, то растолстею, и они должны меня спасти. Судя по тому, как они посмотрели на мою фигуру а-ля "засушенный Геракл", мне не очень поверили.

   Воскресенье 7 октября.

   На платформе в Сочи нам пришлось подождать минут десять, пока поезд отъедет и толпа разойдётся, а также несколько раз сказать, что жильё нам не нужно и такси нам тоже не нужно. Подошёл молодой человек с табличкой "факультет моды" и мы отправились. Вот тут и стало понятно, зачем нужен "начальник поездной бригады". Я повесил на плечи рюкзак (фотоаппарат, зарядки для мобильника, КПК, и куча других мелких нужных вещей), потом на одно плечо ноутбук, на другое сумку со своими вещами и в каждую руку взял по чемодану (они были на колёсиках, поэтому проблемы были в основном в недостаточной манёвренности конструкции, в которую я превратился, а также в том, что было довольно жарко). Когда-то очень давно я уже был в Сочи и даже вспомнил замечательную лестницу, ведущую с платформы в город. Хотя с двумя чемоданами, которые пришлось тащить по этой лестнице в руках, лестницу я вспомнил с некоторой долей скептицизма и сомнений в её полезности. После погрузки пары чемоданов в багажник он не закрывался, и его в открытом состоянии привязали спец-ленточкой. Другую пару загрузили на крышу, а остальное положили на заднее сиденье, заняв салон практически до потолка, после чего отправились в гостиницу.

   В гостинице мы встретили наше начальство в лице двух преподавателей и декана Аллы Владимировны. Вот что мне нравится в деле поддержания дисциплины, так это наличие больших начальников. У модельеров я читаю непрофилирующий предмет скорее в ознакомительных целях, да и все знают, что я ужасно добрый. А вот наличие двух преподавателей по основным предметам, плюс целый декан - это просто волшебным образом действует на осознание студентами важности своей миссии.
   Оказалось, что самолётом лететь было плохо. Сначала ждали посадку, потом полтора часа ждали без вентиляции на взлётном поле, потом не покормили, потом открыли бизнес по продаже влажных салфеток по десять рублей. Я даже побоялся спросить, почём были конфетки от декомпрессии, которые в других самолётах бесплатно раздают перед взлётом. Мы же рассказали, что по дороге в основном спали и ели. Последовала резолюция, что всем нужно было ехать на поезде.
   На ресепшене я заполнил небольшую анкету, получил магнитный ключ-карту, пропуск на пляж и продовольственную карточку на завтраки и обеды.
   Далее меня послали в оргкомитет получать аккредитацию и отмечать командировочное удостоверение. Комитет располагался тут же в гостинице, поэтому далеко ходить не пришлось. При аккредитации подарили очень символический подарок от спонсоров: бутылку водки, бутылку вина и бутылку минеральной воды. Причём бутылка воды была всего на 0.33 литра. Видимо, рассчитывали, что суровые дизайнеры настолько суровы, что поллитру водки запьют 0.7 литра вина, а для утреннего похмелья им хватит маленькой бутылочки минералки. Сфотографировали для бэйджа и сказали зайти за ним через полчаса. В целом атмосфера была интересной. Растащив по номерам багаж, я взял продовольственную карточку и пошёл на обед. Обед был организован по принципу шведского стола, поэтому я принял меры к тому, чтобы наесться частично и на ужин. Вторую часть можно будет дополнить из несъеденного в поезде. После обеда зашёл в оргкомитет за бэйджем, на выходе встретил Вячеслава Зайцева. Неожиданно увидев знакомое лицо, чуть было машинально не поздоровался. Потом подумал, что его поклонники и так достают и просто прошёл мимо.
   Открытие фестиваля было назначено на восемь вечера, времени было достаточно. Преподаватели и студентки пошли разбирать коллекции к завтрашнему показу, а я пошёл на пляж загорать. Поплавав в море и завалившись на лежак, отослал своим друзьям sms о том, что я в Сочи в командировке и загораю. Некоторое время читал ответы, в которых фигурировали слова "повезло" и "lucky boy" (от заграничных знакомых).

   Часов в шесть я отправился готовиться к открытию фестиваля. Подготовка свелась, по сути, к тому, чтобы проверить заряд аккумуляторов фотоаппарата и посидеть на диване и около восьми часов я уже выдвинулся в направлении Зимнего тетра, который находился в пяти минутах ходьбы от гостиницы. Как человек, далёкий от дизайна одежды, я не стану комментировать показанные коллекции. Выражение "я бы это не надел" слишком размыто, потому что показывали, в основном, женские коллекции, и "я бы это не надел" с полным правом могут сказать либо женщины, либо мужчины нетрадиционной ориентации, так что я бы это не надел в любом случае. Но вообще мне было интересно. Свет, цвет, форма, музыка. В одной из коллекций на заднем фоне пустили трек, где через слово слышалось слово "fuck". На следующий день я разговаривал со звукорежиссёром, который признался, что предварительно треки не слушал, и всё, что ему оставалось, было тихо офигевать на своём месте и смотреть, как на него оборачиваются такие же офигевшие зрители. Что касается меня, то я не реагировал, так как думал, что вполне возможно, английские матюги на весь зал - дело совершенно нормальное на показах моды и являются неотъемлемой частью производственного процесса. Конечно, ретроспективно можно решить, что это было несколько странно. Это как если бы в англоязычной стране под дефилирующих моделей врубили группу "Ленинград" и гражданин Шнуров стал бы петь свою известную песню "Ну где же ваши руки? Бейте в ладоши с%?и!" Хотя, даже если бы я и увидел подобное, то, наверное, тоже решил бы, что это является частью творческого процесса.
   С интересом сравнил свой прикид (джинсы, свободная рубашка и сандалии) с гораздо более цивильной одеждой вокруг. Потом решил, что в этом и есть плюс творческих людей. Надел шорты, майку с сандалиями, бэйджик на шею, сделал слегка скучающее лицо человека, который работает, когда все вокруг отдыхают, повесил на шею фотоаппарат и можешь ходить невидимый, как ниндзя.



   После показа был фуршет на территории гостиницы. Для своего начала богемной жизни я даже зашёл в номер и сменил сандалии на кроссовки. В саду рядом с бассейном (без воды, видимо, чтобы пьяные гости не прыгали) обнаружилось несколько накрытых столов, на которых были представлены основные спонсоры: вода "Архыз", водка "Маруся", вино "Мысхако" и Сочинский колбасный комбинат. На халяву народ тут же растащил по углам вино и сок, поэтому вино и сок закончились моментально. Некоторые жаждущие продолжения банкета личности ещё немного походили вокруг, надеясь на чудо, по потом, вздохнув, поняли, что предстоит обычная пьянка, и взялись за водку с колбасой. Поскольку я не пью водку, то на этом месте я ушёл к себе в номер, предварительно узнав, что на следующий день открывается первый тур показа студенческих коллекций и в 8.30 нужно во всеоружии быть в зале показа.
   Когда зашёл в номер, то раздался телефонный звонок. Поскольку за последние пару лет я останавливался только в гостиницах в Европе, то уже забыл про неотъемлемую часть русских гостиниц.
   - Алло?
   Женский голос:
   - Здравствуйте.
   - Здравствуйте.
   - Вы красивую девушку у себя в номере ждёте?
   Я немедленно задумался над философским смыслом слова "красивый". Ведь красота - понятие субъективное. Кто-то может ждать красивую девушку, к нему придёт что-то страшное и скажет: "Ну кто же виноват, что вам Пикассо не нравится?" Или обратный случай, когда девушка модельной внешности придёт к поклоннику кубизма. Поэтому я просто сказал:
   - Нет.
   - Извините.
   Размышляя о вежливости, красоте и кубизме, я отправился спать.

   Понедельник 8 октября.

   Проснувшись в 7.30 и наскоро побрившись и умыв своё лицо, на котором не обнаружилось никаких видимых следов фуршета вроде красных глаз или общего состояния опухшести, я спустился к началу завтрака в 8.00, навесив на шею фотоаппарат и сумку с ноутбуком. Возле ещё закрытого места выдачи продуктов уже стояла небольшая группа красивых (да, я не поклонник кубизма) девушек. Некоторые лица были знакомые - для показа дипломов модельеров в ГПИ обычно нанимают моделей Егора Зайцева.
   Всё-таки непростая у них работа. Ехать куда-то, только чтобы на них нацепили неизвестно что (попробуйте в обычной жизни командовать женщинам, что им носить, тогда узнаете, что они про такие указания думают), режиссёр показывал бы пальцем, кому где ходить и как крутиться, и вдобавок в свободное время нельзя полностью забыть о работе. Когда я представил, что не смог бы после работы сгрызть ломоть шоколада с орехами и заесть сдобной булкой, меня почти пробрала дрожь ужаса. Хотя, должен отметить, что вообще-то я ужасно храбрый. Чтобы отойти от вызванного воображением стресса, я тут же набрал себе полную тарелку всего, что попало в радиус действия моих загребущих рук, и немедленно съел. Полный желудок располагает к философии, а не к работе, но долг позвал меня на показ. Сначала мы оттащили коллекции из номеров во вспомогательное помещение, потом все пошли отбирать моделей, и я стал свидетелем модельной дисциплины. Практически полувоенное формирование.
   - Так, разбились на пятёрки. Дизайнеры смотрят пятёрки, если кто-то не подойдёт, заменяют, - зачитывают списки фамилий. - Такая-то, такая-то, такая-то, - в первую пятёрку. Такая-то во вторую. Кто не в пятёрках, поднимите руки. Перейдите сюда. Дизайнеры, можете выбирать из свободных. Берёте? Так, записываю: "вторая пятёрка коллекция такая-то". Переходите сюда.







   Я сделал несколько фотографий и передислоцировался в зал показа. Несколько первых рядов были помечены бумажками VIP, а на самом первом было написано "жюри". Также обнаружился компьютер с проектором.


   Поскольку в конце должны были крутить презентации ВУЗов, то я подсел к молодому человеку, заведующему компьютером на предмет проверки презентации. Впрочем, довольно скоро обнаружилось, что звука на компьютере нет. Подёргав для порядка разъёмы, мы решили проверить звук на ноутбуке. С ноута звук шёл, после чего я выдвинул предложение показывать презентации с ноутбука. Это давало возможность быть уверенным, что наша презентация будет работать. В результате я нагло уселся в первом ряду рядом с проектором. Никто не спросит человека с бэйджем на шее, сидящего в первом ряду за нотбуком, от которого идут провода к проектору: "У нас же вроде бы только один техник был, ты вообще кто?" Некоторые люди принесли музыку к показам в формате mp3, по поводу чего ругались со звукорежиссёром, у которой был только обычный CD-проигрыватель и она отправляла их к нам. В общем, все бегали, у всех всё глючило, стопки разномастных дисков скапливались на столах и никто ничего толком не знал - точно так, как я и представлял себе показы мод за кулисами. Анархия продолжалась часов до 11, когда объявили начало.
   В трёх номинациях участвовала 41 коллекция. В каждой из номинаций "Casual", "Creative" и "Ethno" нужно было отобрать по три коллекции, которые на следующий день должны были принять участие в показе в Зимнем театре на большой сцене с жюри из крутых дизайнеров.

   Показ начался и я взялся за фотоаппарат. Поставил максимальное ISO, чтобы выжать из матрицы максимальную яркость и выдержку 1/125, чтобы снимки не смазывались от движения рук. Хотя потом я накосячил. Было темновато, поэтому автофокус наводил резкость секунды за четыре. За это время вместо эффектной позы модели на фото получалась только уходящая по… за… нижняя часть. Не знаю, все ли замечали, что при показе всегда есть пара секунд неподвижности, чтобы можно было получить хорошие фотографии. Кто не успел в эти пару секунд - тот, естественно, опоздал. Тогда я поставил ручной фокус, но неправильно рассчитал расстояние. Похоже, вместо 4 метров до сцены было 5 или 5 с половиной. В результате все фотографии с этого показа оказались немного нечёткими.













   Один раз у кого-то не прочитался диск и нас попросили поставить "хоть что-нибудь, желательно детское". У меня был с собой мой переносной жёсткий диск с парой гигабайт музыки. Обсудив возможность поставить Nightwish или The Kovenant, мотивируя выбор фразой "хоть что-нибудь" и радуясь в стиле "хоть мы послушаем", мы всё-таки остановились на Avril Lavigne - My World, но оказалось, что нас не предупредили, на какой же коллекции нужно запускать трек, в результате чего звукорежиссёр в другом конце зала поставила какой-то стандартный "тыц-тыц". Впрочем, я совсем не расстроился, потому что происходящее полностью вписывалось в мой стереотип анархии за кулисами шоу. Кроме того, меня всё-таки успокаивала мысль, что я "играю без ставок" - хотя я настраиваю всё и даже запускаю видео на проектор, но к организаторам я не отношусь, являясь всего лишь одним из участников, так что в случае чего мне нельзя предъявить претензий. И так без моего ноутбука у нескольких коллекций вместо их оригинальных мелодий было бы стандартное "тыц-тыц", а видео на экране было бы без звука.
   Потом оказалось, что мой закос под организатора оказался даже слишком успешным. Ко мне подошла какая-то женщина и спросила, снимает ли кто-нибудь коллекции на фото или видео. Вопрос был очевидным, потому что я, похоже, был единственным, кто с первого ряда сверкал вспышкой практически при каждом выходе. Объяснил, что я вообще-то представляю институт, но фотки могу записать, хотя сразу сказал, что тут темновато и качество будет так себе, потому что обычная встроенная в фотоаппарат вспышка - это зло.
   Примерно в половине третьего действие закончилось, и я побежал в столовую на раздачу продуктов, потому что продукты выдавали только до трёх часов, после чего со спокойной совестью отправился на пару часов на пляж.
   В номинации "Creative" участвовали 16 коллекций, обе наши коллекции вошли в тройку финалистов, поэтому на следующий день предстояло перетаскивание костюмов в театр и новые приключения с технической частью. А тем временем я пошёл на продолжение показа в театр, где этим вечером показывали промышленные коллекции.
   Вспомнив про то, что обещал записать фотографии, на всякий случай поинтересовался у начальства, нет ли у нас вражеских институтов, которым нельзя помогать. Узнав, что мы дружим со всеми, успокоился.

   Вторник 9 октября.

   Показ коллекций в театре начинался в восемь вечера, поэтому впереди был целый день. Я уже видел, как много проблем решают в последний момент, поэтому целый день на подготовку выглядел вечностью. Нацепив на шею бейдж, чтобы можно было ходить в театр со служебного входа, я отправился на разведку. Сначала надо было решить вопросы с музыкальным сопровождением. К звуку имели отношения два человека. Один непосредственно звукорежиссёр Алексей, другой технический директор, который был знаком нашим преподавательницам по прошлым показам и они уже рассказали мне, что его кличка "Моторола" и что на его визитной карточке написан девиз "связь без брака". Алексей сидел за сложным пультом в конце зала и в основном ругался с дизайнерами, которые приносили ему музыку либо в mp3, либо на перезаписываемых RW дисках, которые его профессиональная аппаратура не воспринимала.


   Одна из наших композиций тоже была в mp3, поэтому пришлось срочно решать вопрос. К сожалению, захватив несколько чистых DVD дисков, я не взял ни одного CD. В окрестностях гостиницы найти такую высокотехнологичную вещь, как чистый диск, не представлялось возможным. Тогда звукорежиссёр показал мне девушку Тину, которая с наушниками и рацией что-то решала на сцене, и по секрету рассказал, что у неё есть чистые болванки и если её упросить, то она поделится. Тина оказалась доброй и отправила своих помощников за диском. Говорят, что вдвое подаёт тот, кто подаёт вовремя, но в данном случае это было даже не вдвое, а раз в десять. Поскольку десяти дисков у меня не было, я вечером отнёс ей шоколадку.

   Итак, вопрос со звуковым сопровождением был решён, и я отправился за сцену в группу видео. На сцене были установлены два больших экрана и на них во время шоу передавались изображения с камер, установленных в зале. Стратегической задачей было включить презентацию института на этих экранах во время демонстрации наших коллекций. Договорились, что я буду сидеть с ноутбуком рядом, и в нужный момент изображение с него выведут на экран. В прошлом году так и делали. Тогда наш завкафедрой ездил со своим ноутбуком и тоже подключал его. Некоторое время поговорили о компьютерных программах, потом меня спросили, что за процессор в ноуте, я не знал и сказал, что ноут институтский и я не в курсе. Мужик из группы видео пробормотал что-то насчёт бедных институтов, которые каждый год приезжают с новыми ноутбуками один круче другого.
   Решили, что за полчаса перед началом я подойду к ним, подключу технику, а потом за несколько минут предупрежу, когда нужно будет включать.

   В процессе настройки подошли парень с девушкой, которым тоже нужно было показывать слайд-шоу во время показа. Презентация у них тоже была в PowerPoint, которого не было у группы видео. Тогда на ноутбуке презентацию перегнали в последовательность картинок и меня предложили отблагодарить за помощь если не деньгами, то хотя бы бутылкой вина, которую дарили всем участникам. Я сказал, что я и свою не открывал, но после показа можно будет раздавить бутылочку на троих (конечно, исключительно в рамках улучшения отношений между институтами и повышения уровня высшего образования в России) и мы обменялись телефонами.
   Конечно, я пишу коротко, на самом деле всё это заняло довольно много времени, включая безрезультатный забег по окрестностям в поисках чистого диска и розыски в оргкомитете диска с одной композицией, которую я забыл забрать после отборочного тура. Но, в целом, анархия была весьма умеренной, и я отправился смотреть, как наши коллекции готовят к показам, разглаживая и развешивая вещи в нужном порядке. Тут вполне справлялись без меня студентки, и я пошёл в зал позевать по сторонам. Там на сцене уже выстроили в ряд моделей и решали какие-то организационные вопросы.



   Егор Зайцев в камуфляжных шортах и посеребрённых "армейских" ботинках разговаривал с какими-то людьми из вспомогательного персонала (обычно эти люди, от которых зависит весь механизм работы во время представления, совершенно невидимы для обычных посетителей по причине идеального камуфляжа: рация на поясе, наушник с микрофоном в ухе, бэйдж на шее и лицо человека, который в данный момент выполняет свою работу). Наши преподавательницы в конце зала разговаривали с техническим директором (с тем, у которого связь без брака), и я пошёл к ним. В разгар громкого разговора неожиданно включилась рация:
   - Товарищ Филиппов, вас слышно лучше, чем моделей.
   Обернувшись, я увидел рядом со сценой Егора Зайцева с рацией. Но техдиректор не растерялся, и дальнейший диалог выглядел примерно так:
   - Меня и должно быть слышно лучше, чем моделей.
   - Модели - люди не простые.
   - Я тоже человек не простой.
   Разговор по рации на расстоянии, где спокойно можно слышать громкую речь (в театре хорошая акустика), наблюдать было довольно забавно и, как я понял, подкалывают друг друга они довольно часто.
   Я сходил пообедать. На сцене прошли предварительные репетиции. Вечер приближался. Всё большое пространство за сценой было заставлено вешалками с одеждой. Некоторое место оставалось только непосредственно за задней стеной сцены, где разместилась группа видео с шестью мониторами и кучей техники с проводами и мигающими лампочками. За полчаса до начала я отнёс к ним и подключил ноутбук, потом пошёл посмотреть, не нужна ли помощь с коллекциями. С непривычки общее впечатление было сильным. Среди лабиринта вешалок с одеждой множество людей бегали в разных направлениях, кто-то сверялся с какими-то висящими на стене списками, наши студентки помогали модели одеться, вспоминая, "должна ли завязываться вот эта завязочка или нет". Несколько моделей переодевались рядом, в данный момент находясь только в "условных" трусах телесного цвета и не обращая никакого внимания на происходящее вокруг. Поскольку я ужасно скромный, то пошёл было в другую сторону, но с другой стороны переодевался здоровый мужик. Все были ужасно заняты. Помощь вроде бы нигде не требовалась и я, почувствовав себя праздношатающимся лентяем, пошёл обратно в группу видео, где было гораздо спокойнее.
   Наконец, показ начался. Я смотрел показ по мониторам, заодно слушая, как человек, переключающий камеры, командует операторам. Один из операторов, похоже, имел тенденцию брать крупные планы не столько одежды, сколько коленок и открытых спин, поэтому монолог, который я слышал, выглядел примерно так:
   - Общий план… Крупный план, пошёл вниз… (тут оператор задерживался где-нибудь в районе груди)… вниз! (оператор быстро переводил камеру вниз, оказываясь в районе коленок так, что ни низа юбки, ни верха сапогов не было видно)… вверх!.. Я понимаю, там интересно… Лицо… Отлично, держи так… Следующая вышла! Крупный план… Вниз… Вниз!.. Не дёргайся так. Вверх!
   Мимо несколько раз пробегали модели, вышедшие с другой стороны сцены и спешившие переодеться. Каждая модель обычно представляет вещи из нескольких коллекций, поэтому скоростное переодевание в стиле "пока горит спичка" - дело совершенно обычное. Чтобы попасть к вешалкам, нужно было уходить со сцены направо, те, кто по сценарию медленно и размеренно выходили налево, сразу после ухода из поля зрения зрителей, подхватив платья, в обуви с высокими каблуками неслись за сценой к вешалкам мимо группы видео, перепрыгивая через провода. В очередной раз подумал, что работа у моделей совсем нелёгкая.







   В нужный момент я запустил презентацию и посмотрел через монитор, как большие экраны на сцене транслируют её. После показа наших коллекций отключил ноутбук и пошёл смотреть шоу своими глазами. Рядом с выходом на сцену стояла толпа тех самых людей, которые и обеспечили шоу и из тени смотрели на ярко освещённую сцену. Теперь умеренная суета была только за нашими спинами, где готовили к выходу очередную коллекцию. Ощущалось то особенное чувство, когда люди смотрят на плоды своих трудов, довольные, но слишком уставшие, чтобы бурно радоваться.
   Особым был показ специальных гостей - японцев, они тоже привезли студенческие коллекции. Перед ними был небольшой антракт. Народ вокруг через спец-дверь потянулся из-за сцены в зал. Я тоже вышел и разместился с фотоаппаратом рядом с боковым выходом. Японские коллекции мне понравились. Лаконично и красиво.









   После японцев пошли новые показы. Увидел коллекцию своих новых знакомых, которым помогал со слайдами. Значит, будет, что отметить, решил я.
   В конце был большой показ Текстильного института. Несколько коллекций подряд, потом все одновременно вышли на сцену. Зрелище было неслабое.



   Показ закончился, и я пошёл забирать коллекции, чтобы нести их в гостиницу. По пути заметил Вячеслава Зайцева, который раздавал автографы и с кем-то фотографировался. Подумал, что тоже надо бы получить автограф, но с собой не было ничего, на чём можно расписаться и я пошёл дальше в спец-дверь обратно за сцену.

   Хорошо, что четыре года преподавательской работы дали мне спокойствие слона и отсутствие способности удивляться. Когда я неожиданно оказался среди двух десятков моделей, переодевающихся после последнего показа, я даже глазом не моргнул, спокойно подошёл к нашим вещам, загрузился вешалками и двинулся на выход, периодически выглядывая из-за груды одежды, потому что неуправляемая самоходная куча одежды, сшибающая на пути столы - это штука страшная в своём движении.
   Хотя, надо сказать, что к происходящему за сценой привыкаешь быстро. Когда в последний день фестиваля мы трепались "за жизнь" с девушками из сочинского модельного агентства, то прозрачная рубашка, под которой ничего не было, надетая на одной из девушек, воспринималась совершенно обычным явлением.
   Пока дошли до гостиницы, руки у меня чуть не отвалились, но "чуть-чуть не считается", тем более, мне тут же позвонили с напоминанием об обещании раздавить бутылку вина.
   Иван и Марианна оказались студентами из Омска (Марианна в разговоре называлась Мариной, видимо, для простоты). Мы двинулись на пляж, обсуждая общие вопросы. Всё-таки нужно мне что-то делать с внешностью. Если мне при моих 28 годах все норовят дать лет двадцать с небольшим - это как-то не круто. Я же всё-таки целый старший преподаватель, а меня принимают за студента. Бороду я отращивать пробовал - выглядит тупо. Говорить "а вот в наше время такого не было!" выглядит смешно. Буду бриться раз в неделю. Небритость - это стильно. А мы… творческие люди… такие все из себя творческие и стильные… Гм... Впрочем, что-то я отвлёкся.
   Распивая вино на пляже под шум моря из пластиковых стаканчиков, вспомнилась молодость, точнее, отмечание выпускного в школе: несколько парней в костюмах и галстуках на скамейке пьют шампанское из пластиковых стаканчиков.
   Потом зашли ко мне в номер посмотреть фотки своей коллекции. Обещал им тоже переписать всё, что нафотографировал. Начали было смотреть с моего жёсткого диска фильм "Братва и кольцо", но тут обнаружилось, что время уже почти час ночи и все дружно разошлись спать после насыщенного событиями дня.

   Среда 10 октября.

   Наутро был назначен брифинг, где подводили итоги студенческих показов, и после обеда был один доклад нашего института, где во время доклада я должен был параллельно показать несколько слайдов и презентаций. На брифинге председательствовал Слава Зайцев, там поругали несколько коллекций, несколько похвалили, выступили с несколькими предложениями об отборе коллекций. Я понимал мало, потому что был незнаком с системой отбора для фестиваля, но вроде бы все были согласны с тем, что изменения не повредят. Дальше объявили перерыв на обед. Сходив поесть, я прихватил ноутбук и отправился репетировать презентации. Отобрали несколько кадров из слайд шоу, определили порядок презентаций, и я пошёл договариваться насчёт проектора. За проектором сидел тот же парень, что и на показе студенческих коллекций, поэтому никаких проблем не было и всё решили оперативно.
   Председатель попросил ограничиться докладами по 12 минут, но выяснилось, что это оказалось смешной шуткой. Я уже давно понял, что если хочешь поддержать точный регламент, нужно ставить на видное место часы с обратным отсчётом и принудительным отключением микрофона по истечении выделенного времени.
   Хотя в докладах были и интересные вещи. Из забавного мне понравился новый подход к оснащению компьютерных классов в каком-то институте. Я знаю про жидкокристаллические "эл-си-ди" экраны, но не очень понял, как можно ставить в классы какие-то "эл-эс-дэ панели". Видимо, какое-то оборудование для расширения сознания дизайнеров.
   В результате всё закончилось примерно в пять часов и я на час сходил на пляж, а вместо вечернего показа пошёл потусоваться с Иваном и Мариной.

   Четверг 11 октября.

   Никаких особенных дел не намечалось, на небо набежали облака, поэтому я сходил на завтрак и сел писать этот отчёт. До обеда прилежно конспектировал события предыдущих дней, потом солнце выглянуло и я, пообедав, отправился на пляж. День выдался свободный, поэтому я посидел на пляже часов до шести, а потом позвонил Ивану и мы в восемь часов вместе с ним и Мариной отправились на вечерний показ в Зимний.
   Коллекции были интересными. Под конец был показ парикмахеров под руководством Юрия Агрбы, который был известен ещё при СССР как тренер сборной по парикмахерскому искусству. После выхода первой модели я подумал, что это не парикмахерский показ, а какое-то стриптиз-шоу, вторая и третья модели начали подтверждать мои подозрения.







   Хотя, глядя на то, что было наверчено у них на головах в стиле "взрыв на макаронной фабрике", я подумал, что происходящее всё-таки имеет парикмахерский смысл.
   Следующие модели были более одеты, так что мои подозрения всё-таки не подтвердились. Зато то, что творилось у них на головах, рушило все мои стереотипы о причёсках. Я только боялся, что если они наклонятся, то у них под весом причёсок может отвалиться голова.



   После показа отправились погулять. Я читал Ивану краткий ускоренный курс основ фотографии, хотя применять полученные знания в темноте было проблематично. Пройдясь по Курортному проспекту и через какой-то парк, мы вышли на край обрыва. Внизу было море и дорога с магазинами и кафешками вдоль берега. Мы начали искать, как бы спуститься. Обнаружили словоохотливую женщину, которая указала путь к лестнице и рассказала, что только что была в стриптиз-клубе рядом и выпила там мартини. Причина словоохотливости стала понятна, мы поблагодарили её и двинулись к лестнице, обсуждая дальнейший маршрут. Мы с Иваном уже совсем было решили пойти в этот стриптиз-клуб, но Марина сказала, что, в общем, она не против, но на самом деле за последние дни устала от обилия раздетых тел вокруг. Что она при этом подумала про мужиков вообще и про нас в частности, осталось неизвестным. Мы пошли гулять вдоль берега. Из открытого кафе доносилась музыка с текстом примерно следующего содержания:

   Девчонка в семнадцать лет
   Купила плацкартный билет
   А-а, а-а, а-а,
   Как её зовут, вы догадайтесь сами.

   Некоторое время мы стояли и слушали. Оказалось, что это не слуховая галлюцинация, и я действительно слышу то, что слышу. Немедленно начал придумывать новую песню:

Догадайтесь сами кто
Сделал догадайтесь сами что
Вместе с догадайтесь сами кем
И догадайтесь сами, что из этого получилось

   Ещё немного посидели на скамейке на берегу, рассказывая истории из жизни. Впрочем, время было уже позднее, поэтому скоро все разошлись спать.

   Пятница 12 октября.

   В пятницу был последний день фестиваля. К 9.00 нужно было явиться в Зимний на репетиции. Закрытие фестиваля - дело ответственное, поэтому репетиции намечались серьёзные. Повесив на шею фотоаппарат и помахивая бэйджем, я уже привычно зашёл через служебный вход позади театра. Народ потихоньку подтягивался, и начались репетиции. Девушка (видимо, одна из моделей с очень высоким IQ) стояла перед сценой и рулила остальными.
   - Так, теперь поворачиваемся и уходим со сцены колонной. Колонной!.. А вы что там встали? Если вы останетесь на сцене, когда все уйдут, то после представления вы у меня тут трупьями ляжете!
   Потом настал черёд гонять дизайнеров. Дизайнеры должны были все вместе выходить на сцену с несколькими моделями из своих коллекций. После объявления победителя все должны были сдвигаться по часовой стрелке так, чтобы победитель оказался посередине. Поскольку победители были неизвестны, то проигрывали все возможные варианты, поэтому каждое награждение репетировали три-пять раз в зависимости от числа претендентов.







   Я всё время читаю надписи на футболках, и в процессе репетиций увидел очередной шедевр. Мимо прошла девушка в чёрной футболке, на которой большими белыми буквами было написано "Nobody knows I'm a lesbian".
   Часов в 11 мне объявили, что до вечера я не нужен и я пошёл заценить бассейн с морской водой при гостинице. Море - это, конечно, хорошо, но там волны, которые норовят залить все дыхательные отверстия, а я хотел просто поплавать. К тому же температура в бассейне была градуса на три выше, чем в море.
   Немного поплавав, я сходил пообедать, а, вернувшись к бассейну, заметил как народ ездит с водной горки: извивающийся жёлоб, по которому течёт вода, и, оказываясь в бассейне, человек делает большой "плюх". Раньше я с таких горок не ездил, но, раз решил попробовать, то откладывать нельзя, поэтому я двинулся к кассам. Первый спуск и финальный "плюх" удались неплохо. Чтобы закрепить знания, я залез на горку второй раз, теперь уже сделав поправки на то, что чем ровнее лежишь, тем выше скорость. Второй спуск был более скоростным, соответственно, и "плюх" был лучше. После того, как я мысленно поставил "галочку" напротив "съехать с горки", кататься стало неинтересно, и я пошёл загорать, провалявшись на солнце до половины пятого. В половине пятого созвонился с преподавательницами и мы вместе со студентками потащили в Зимний по три вещи из коллекций.
   
   Часам к пяти, когда мы оказались в Зимнем, репетиции уже закончились и зал выглядел пустынно. Народ с коллекциями только начал подходить. В комнате рядом был утюг, кто-то доглаживал вещи. Я засел рядом сторожить наши коллекции, периодически прохаживаясь вокруг, чтобы размяться и ещё раз прочувствовать атмосферу "закулисья", потому что вокруг снова понемногу началась уже привычная активность: люди куда-то несли одежду на вешалках, кто-то сверялся с какими-то списками, модели искали среди рядов одежды, что же они будут надевать на показ. Часть пространства за сценой была завешена, там была коллекция Валентина Юдашкина, показом которой должен был закончиться фестиваль.
   Подошли Иван с Мариной со своей коллекцией, мы немного пообсуждали перспективы профессии "дизайн костюма". Потом проходивший мимо Вячеслав Зайцев спросил у них что-то насчёт их коллекции. Как оказалось, у Марины была мечта сфотографироваться с ним и тут появилась возможность её осуществить. Все сделали одухотворённые лица, мы с Иваном навели фотоаппараты, сверкнули вспышки. Тут я понял, что фотограф предполагает, а обстоятельства вносят коррективы. Вспышка осветила дальнюю стену, которую до этого не было видно, и в результате на фотографии прямо над головой Вячеслава Зайцева оказалась видна табличка "Ответственный за пожарную безопасность".



   Перед началом шоу я отправился в зал, чтобы фотографировать вручение премий и вообще заценить, как всё это выглядит со стороны зрителей. Как это выглядело во время репетиций, я уже видел, и мне было интересно "сравнить картинки".
   В номинации "Creative" победил другой институт. Можно утешаться, что второе и третье места наши, но главный приз "Золотое веретено" в этой номинации давали только один без разделения на призовые места. Впрочем, последние два года ГПИ и так получал главный приз, возможно, организаторы решили, что если всё время одни и те же выигрывают, то неинтересно.
   Зато в номинации "Дебют", где было семь коллекций и два главных приза, один из главных призов получили Иван и Марина. Я отправился обратно за сцену, чтобы их поздравить. Оказалось, что за сценой дежурят трое секьюрити, смотря на все профессиональными секьюрными взглядами и охраняют Валентина Юдашкина, который готовит к показу свою коллекцию.
   Сфотографировал Ивана и Марину с "Золотым веретеном" в руках. Потом пофоткал их рядом с девушкой из сочинского модельного агентства в одежде из их коллекции. К сожалению, опять из-за ручного фокуса и злой встроенной вспышки мало что получилось хорошо.
   Подошла ещё одна девушка, поговорили о работе. Узнал, что вообще-то она учится в институте на ландшафтного дизайнера, а тут подрабатывает, и что им платят за показ одного дизайнера вне зависимости от количества выходов и потраченного времени. То есть один дизайнер может их гримировать и одевать полдня, а потом ещё и выходить не один раз, а денег получат столько же, как если у другого дизайнера оденут платье и один раз выйдут. Поэтому все и носятся и переодеваются по много раз, чтобы можно было побольше заработать за день, причём больше половины денег идёт в агентство.









   К Ивану подошёл кто-то из организаторов и попросил после представления подойти к Юдашкину (как потом оказалось, Юдашкину понравилась коллекция и он пригласил к себе пройти практику).
   А тем временем началось финальное представление перед закрытием фестиваля: коллекции Валентина Юдашкина, показ которых занял почти час. Я смотрел на показ из-за сцены вместе с толпой моделей и дизайнеров, хотя сбоку было видно и не так хорошо, как из зала.



   Понял, что имел в виду Слава Зайцев, когда на обсуждении студенческих коллекций говорил, что модельер не должен совершать ошибку, создавая одежду только для себя. Одежда должна создаваться для продажи, то есть ошибкой будет считать, что известные модельеры шьют что-то, что нельзя носить в обычной жизни. Как раз наоборот - большинство представленных вещей смотрелись бы вполне нормально не только на подиуме.

   Наконец, примерно в 11 вечера, после традиционных поздравлений и напутственных слов фестиваль торжественно объявили закрытым, и я отправился на фуршет. На этот раз фуршет был в ресторане. Народ сразу набрал себе на тарелки еды и разошёлся за столики. Похоже, организаторы учли ошибки, поэтому вина на этот раз было больше, чем водки. Хотя, возможно, это носило чисто прагматический характер: если люди напьются на улице, то много они там не поломают, а вот в ресторане всё-таки мебель. Преподавательницы во главе с деканом подводили итоги, не забывая отдавать должное еде, я старался не отставать. В целом для нашего института фестиваль был признан удачным. Хотя, конечно, главный приз в этом году не взяли, но второе и третье место можно считать нашими. Меня спросили о впечатлениях. Я вкратце рассказал про свои стереотипы анархии за кулисами шоу и о том, что в целом стереотипы подтвердились. На что мне сообщили, что это в предыдущие годы была анархия, а в этом году всё было, наоборот, просто исключительно тихо и мирно. Мои попытки представить прошлые годы потерпели неудачу.
   Между делом упомянул, что хотел взять автограф у Славы Зайцева. Меня тут же проинформировали, что это легко и, если сегодня его и не отловят, то иногда видят его в Москве и будет мне автограф. В конце концов, я подумал, что даже хорошо, что не получилось во время фестиваля автограф взять - если мне слишком везёт, то я начинаю нервничать. Позвонил Иван, попросил переписать фотки их награждения. Зашли ко мне в номер, переписали фотки, выпили по полстакана за успех из наконец-то открытой подарочной бутылки вина и разошлись спать, хотя Иван и намекал, что спать неправильно, если есть недопитая бутылка вина.

   Суббота 13 октября.

   Суббота была днём отъезда. Я опять ехал на поезде с коллекциями и студентками, а остальные вылетали самолётом. Поезд отправлялся в шесть вечера, номер надо было освободить до 12 и потом гулять до четырёх, когда будет автобус. На вокзале придётся тусоваться почти два часа, но нельзя быть слишком привередливым. С утра стали появляться облака. К Сочи тоже подбиралась осень. В общем, день не был насыщен какими-то событиями. Я собрал вещи, перетащил их к одной из преподавательниц и выписался из номера. Загорать и купаться было уже немного прохладно, поэтому я позвонил Ивану и пошёл посмотреть, где он живёт. Они с Мариной жили не в гостинице, а снимали комнату неподалёку. Сочи - курортный город, где жильё переделывают для сдачи отдыхающим и вполне приличную комнату можно снять за умеренные деньги. Посидел у них, пока они думали, как же запаковать "Золотое веретено", чтобы оно не разбилось в самолёте. Пока сидели, прошёл небольшой дождь. Погода, как по заказу, дождалась последнего дня и только тогда стала портиться. К четырём зашёл в гостиницу, помог выкатить чемоданы и загрузить их в автобус. На вокзале загрузились в поезд и поехали обратно.

   Воскресенье 14 октября.

   Поездка проходила спокойно, если не считать того, что в поезде не кормили. Оказалось, что первоначальная информация была неверной: сначала думали, что кормить будут только на пути обратно, а оказалось наоборот. Хорошо, что у меня остался небольшой прянико-булочный запас, а студентки вытащили какие-то быстрорастворимые супы из сумки, которую они называли "бомж-пакет" или "бич-пакет".
   Также оказалось, что у них была тенденция тихо петь хором. Я рассказал, что после сборов на военной кафедре в институте меня в течении долгого времени плющило и колбасило от песни "У солдата выходной, пуговицы в ряд", которая была строевой песней нашего взвода. Как и ожидалось, у них в глазах появилось расчетливое выражение, и тут же последовала идея петь эту песню во время сессии, пока им не поставят зачёт. Я сказал, что, если они будут петь эту замечательную песню, то зачёт они не получат вообще никогда.
   Ещё в поезде был замечательный биотуалет как в самолёте. Он не выливал отходы организма на рельсы, а с жутким свистом начинал засасывать их в маленькую дырку, и при первом использовании пришлось подавлять в себе желание ухватиться за что-нибудь стационарное. Создавалось ощущение, что что-то разгерметизировалось и можно через эту дырку вылететь в открытый космос.
   Было интересно наблюдать смену времён года, происходившую за окнами поезда. Количество жёлтых листьев на деревьях увеличивалось, становилось холоднее, при подъезде к Москве пошёл снег, а, когда вечером на вокзале мы вышли из поезда, снег уже шёл, как зимой. Загрузив студенток и одного встречающего с чемоданами в такси, я поехал домой, чтобы утром идти на работу.
   
   Интересная неделя практически закончилась. Остались только бюрократические формальности. Например, придётся идти в другое здание в бухгалтерию, чтобы мне доплатили полтора рубля, а то стоимость билетов и количество выданных денег не сойдутся, а это для отчётности явление страшное, там всё должно быть до копейки точно, но это уже мелочи.
   Было интересно. Привёз больше тысячи фотографий, которые ждут разбора и даже несколько роликов, заснятых на фотоаппарат.


Назад к текстам